Rover Сomputers - единственный оставшийся на массовом рынке российский сборщик ноутбуков - намерен противостоять экспансии азиатских производителей, пытаясь привлечь в свои союзники государство.
Другие локальные вендоры заняли выжидательную позицию и не планируют пока ввязываться в эту борьбу: даже при наличии господдержки новые «ноутбучные» проекты в России не имеют шансов на успех, полагают они.
По словам Константина Купчика, генерального директора Rover Computers, российская компания, которая занимается производством внутри страны и обеспечивает государство рабочими местами, находится в равных налоговых условиях с дистрибьюторами, которые занимаются просто передвижением товара.
«Ситуация, сложившаяся сегодня, достаточно абсурдна: ввезти в Россию комплектующие и собрать ноутбук внутри страны, используя уже имеющиеся заводы и рабочую силу, дороже, чем просто ввезти ноутбук, — рассказал CNews г-н Купчик. — К сожалению, такова специфика российского рынка услуг входа товара в страну, и не в наших силах поменять сложившиеся правила. Тем не менее, мы убеждены, что при поддержке государства в части налогового и таможенного благоприятствования, мы получим преимущество, которое поможет нам выдержать напор азиатских вендоров, которые в последние несколько лет проводят активную экспансию в Россию. Пока же складывается такая ситуация, что в поддержке отечественного производителя высокотехнологичной продукции никто в стране не заинтересован, никто даже не пытается поднять его престиж».
Протекционизм в виде льгот и госзаказа, конечно, может помочь российскому производителю, поскольку он будет методом «кристаллизации» маржи, полагает Ренат Юсупов, вице-президент по технологиям Kraftway. «Но строить на этом долгосрочный бизнес и делать длительные инвестиции в России слишком рискованно», — считает г-н Юсупов. По его мнению, направление производства ноутбуков для российских компаний провальное по определению, поскольку объём продаж у тайваньских производителей больше на порядки, к тому же они страхуют возможные риски в России успехами на других территориях. «В России нет не только поддержки государства, но нет ни технологических преимуществ, ни дешёвой рабочей силы, т.е. ни одного фактора для успеха большого ноутбучного проекта», — подчеркнул г-н Юсупов.
Отметим, что, по данным Gartner за четвертый квартал прошлого года, на долю всех азиатских производителей пришлось почти 63% российского рынка мобильных ПК. Из них компания Acer контролирует почти четверть рынка. На долю единственного присутствующего в рейтинге российского производителя ноутбуков — компанию Rover Computers — приходится 12,2% рынка (четвертое место в списке основных поставщиков ноутбуков). С 2003 года доля вендора, который тогда занимал лидирующую на рынке позицию, сократилась почти в 2 раза.
«Подъем продаж мобильных компьютеров, изменение в продажах соотношения десктоп/ноутбук в сторону последних привели к вторжению на российский рынок азиатских производителей. Именно это заставило в середине 2005 года свернуть производство второго по величине российского сборщика — компанию iRu: бороться с агрессивной ценовой политикой и мощным демпингом компании оказалось не под силу», — говорят в Rover Computers.
Тем не менее, российские сборщики уверены, что смогут конкурировать с глобальными вендорами при выполнении нескольких условий. «Российский рынок ноутбуков, несмотря на темпы его роста, мал, а при небольшом объеме рынка конкуренция очень высока. Однако мы сможем конкурировать, если сам рынок удвоится, увеличится универсальность компонентов для ноутбуков, а пошлина на компоненты будет отменена, как на готовый компьютер», — считает Эдуард Воронецкий, генеральный директор компании «К-Системс».
Ренат Юсупов считает, что «стартап» производственного процесса ноутбуков от разработки дизайна до сборки обойдется в сумму от $1 млн. Отсюда вывод — новый ноутбучный проект является очень инвестиционноёмким и очень рискованным, поскольку вмешивается ещё фактор времени жизни модели, которое постоянно сокращается". О сложностях работы российских производителей ноутбуков на массовом рынке говорят и в Desten: слишком сильна конкурентная борьба за потребителя. «Наша компания не пошла по пути соперничества с азиатскими производителями, ведь это означало бы уменьшение маржи и, соответственно, снижение эффективности бизнеса, — прокомментировала ситуацию Валерия Лаврова, директор по маркетингу Desten. — Мы выбрали другой путь: во-первых, предложить рынку то, что на рынке отсутствует, но имеет реальный спрос — линейку защищенных ноутбуков, во-вторых, работать с корпоративным сегментом, который очень чувствителен к качеству продукта и к цене». По мнению г-жи Лавровой, только в условиях российской сборки можно предложить качество и производительность, идентичные зарубежным аналогам.
Subscribe to:
Post Comments (Atom)
No comments:
Post a Comment